Часть 1. SimCraft

Дорогие ШП, сегодня я вас познакомлю с замечательной программой, которая зовётся SimCraft.
Она предназначена для эмуляции различных ситуаций, в которых поневоле нам приходится участвовать - рейды, героики, фарм, отработка техники на куклах и т.п.
Многие из вас наверняка смотрели комбат-логи известных гильдий и заметили, что шадоу присты в них находятся далеко не на последних местах.
Но, одно дело - комбат-лог чужой, чужая одежда, чужие камни/чанты, мозги, жены, дети, другое - ваш собственный персонаж.

Соответственно, возникает вопрос - каков потенциал моего персонажа? Насколько я могу его "разогнать"? Какие бафы мне нужны, а какие не очень? Почему варлок Вася обгоняет меня в коротком бою? И так далее.
Часть ответов на все эти и другие вопросы как раз и даёт программа SimCraft.

Итак, по-порядку.

I. Установка программы
1. Качаем дистрибутив под нужную ОС отсюда - http://code.google.com/p/simulationcraft/downloads/list
2. Распаковываем архив в любую удобную для вас папку. Далее всё описание будет касаться исключительно работы с командной строкой Windows XP. (программа работает и под Mac OSX, и под *nix'ами, руководство по установке на сайте есть). В нашем случае путь до исходных файлов программы будет таким X:\path\simcraft\.

II. Выбор предустановленного конфига
1. Заходим в папку с программой. Для примера, выбираем файлик Priest_T9_13_00_58_258_SWD.simcraft (прист в топовом шмоте 258 уровня (Т9), с билдом 13/0/58, ШВД в цикле - используется). Находим файл SIMCRAFT.BAT. Перетаскиваем файл Priest_T9_13_00_58_258_SWD.simcraft на этот батник. В итоге, выскакивает консолька с множеством букв, открывается текстовый документ, а в папке с программой создаётся файл Priest_T9_13_00_58_258_SWD.html. Он то нас и интересует.
2. Открываем HTML-файл. Смотрим графики. Сразу после картинок и легенды (к ней мы вернёмся чуть позже) идёт блок с количеством ДПС DPS Ranking.
Ба! Дпс 8400! О_о Вот это да! Как же так получилось? Начинаем разбираться.

III. Просмотр и оценка результатов
Легенда:
DPS - количество дамага в секунду
DPR и RPS - я так и не понял, что это такое.
Count - кол-во кастов за бой|и среднее время между кастами.
DPE - общее количество дамага.
DPET - общее количество дамага, разделенное на среднее время каста (включает в себя лаг и гкд).
Hit - средний дамаг за обычный, некритовый, удар по цели (+ доты)
Crit - средний дамаг критами|максимальный дамаг критами|общее количество критов
Tick - средний дамага за тик по цели
TickCount - количество тиков
CritTick - средний критовый дамаг от тиков дотов|максимальный|кол-во критовых тиков.
Up-time - количество времени, которое бафы/дебафы лежали на цели. Т.е., если вы кастовали спелл S 10 раз, а бафф B лёг всего 3 раза, то получается, что аптайм баффа B составляет 30%.
Waiting - процент времени, когда вы ничего не делали (за исключением авто-атаки) - закончилась мана, сбили каст и т.п.

Начинаем разбирать файл со статистикой:
Сначала идут строки со статами - обычными/бафнутыми. Далее начинается самое интересное - статистика по спеллам. Рассмотрим по-подробнее один из наших дотов Devouring Plague (Всепожирающая чума).
devouring_plague       Count= 12.1|25.4sec  DPE= 30211|15%  DPET= 23017  DPR=  33.3  pDPS=1219  Miss=0.0%  Hit=2514  Crit= 3887| 4063|41.8%  TickCount=94  Tick=2307  CritTick=4818|5059|47.5%

Итак, пользуясь легендой можно сказать, что
всего за бой, который длился 300 секунд (5 минут) (исходя из крайней координаты оси Y на графиках) можно сказать, что:
1. ДП наш прист кастовал 12.1 раз
2. Среднее время между перекастовыванием ДП составило 25.4 секунды (запомните эту цифру, в будущем она нам понадобится)
3. Общее количество нанесённого ДП дамага - 30211 или 15% от общего дамага
4. Общее количество нанесённого ДП дамага с учётом лагов и гкд - 23017
5. Не было миссов.
6. Средний дамаг ДП составил 2514
7. Критовый дамаг ДП составил 3887, максимальный крит - 4063, количество критов - 41.8%
8. ДП тикнул 94 раза.
9. Средний дамаг за тик - 2307
10. Средний дамаг за критовый тик - 4818, макс - 5059, всего 47.5% критов.

Ну, и так далее с остальными спеллами. Обратите внимание на следующие цифры:
devouring_plague - Count= 12.1|25.4sec - идеальное время, через которое должен лечь следующий ДП, чтобы не обрезалось количество тиков (при соотв. количестве хаста)
vampiric_touch - Count= 14.1|21.9sec  - идеальное время, через которое должен лечь следующий ВТ, чтобы не обрезалось количество тиков (при соотв. количестве хаста)

Как максимально приблизиться к таким результатам я расскажу во второй части статьи.

Продолжаем дальше и переходим к блоку Constant Buffs - баффы, которые лежали на присте весь бой:
Constant Buffs: arcane_brilliance/blessing_of_kings/blessing_of_might/blessing_of_wisdom/divine_spirit/fortitude
Constant Buffs: inner_fire/inner_fire_armor/mark_of_the_wild/replenishment/shadow_form -
Интеллект, бок, бом, бов, спирит, стамина, внутренний огонь, бонус к броне от ВО, лапка, восстанавливалка маны от приста/пала/ханта, шадоу форма.

Dynamic Buffs -  временные эффекты
bloodlust - героизм,
glyph_of_shadow прок глифы, импрувнутый спирит тап в талантах (это вообще анрил)
lightweave - вышивка на плаще
shadow_weaving - то, что надо собирать 5 стаков.

Procs & Gains - количество и разновидности проков, количество возвращённой маны от различных спеллов.

Auras and De-Buffs - ауры и дебафы на таргете - джаджменты, тотемы, проки чужих абилок, КоЕ, скорчи и т.д.

IV. Добавление собственных профилей
Программа поддерживает прямой импорт профилей из армори, но что-то с кириллицей она у меня работать не захотела  (может разберётесь). Поэтому идём более сложным путём и создаём профиль на вовхеде. Мой профиль - http://www.wowhead.com/?profile=14202326. Затем выполняем череду следующих действий:
1. Жмём Пуск->Выполнить->cmd. В командной строке вбиваем cd x:\path\simcraft. Таким образом бы должны очутиться в папкой с программой.
2. Далее вводим в консоль следующую команду - simcraft wowhead=XXXXXXXX save=YYYYYY.simcraft, где XXX - это номер вашего профиля на вовхеде, а YYY.simcraft имя вашего будущего профиля SimCraft. Жмём Enter, вуаля - файл создан.
3. Затем можно сразу перенести этот файл на старый знакомый батник SIMCRAFT.BAT и получить идеальный ДПС вашего персонажа со всеми рейдовыми бафами.
Например, сферический Майкин в [lt]вакууме[/lt] рейде со всеми нужными бафами, аурами, проками и дебафами будет иметь такие показатели - http://mvmstudio.ru/simcraft/custom.html.

Далее, можно поэкспериментировать и вставить в файл конфига следующие строки:
override.bloodlust=0
override.abominations_might=0
override.winters_chill=0
override.flametongue_totem=0
Таким образом, мы отключили баффы от героизма, ДКшной абилки, 5 стаков на крит от фрост мага и тотема с +СПД от шамана.
Получается такой показатель: http://mvmstudio.ru/simcraft/custom_1.html

Дальше больше. Я решил пойти на куклу. Как понять, какой идеальный ДПС я должен выдавать?
Всё просто.
В файле конфига удаляем строки:
actions=flask,type=frost_wyrm - минус фласки
actions+=/food,type=fish_feast - минус еда
actions+=/wild_magic_potion - минус поты

и вставляем optimal_raid=0 (удаляет все рейдовые бафыы, и оставляет только бафы игрока)

У меня получился такой результат: http://mvmstudio.ru/simcraft/custom_2.html. Соответственно, на кукле должно быть 3600 ~ дпс. БТВ, сегодня на работе выдал 3500 с пингом 300-400 мс.
Для большей правдоподобности можно поставить:
max_time=180 (3 минуты, после чего у меня заканчивалась мана).

Также прошу обратить внимание, что:
1. Со всеми рейдовыми бафами:
devouring_plague  Count= 12.1|25.2sec - идеальное время, через которое должен лечь следующий ДП
vampiric_touch    Count= 19.1|16.1sec  - идеальное время, через которое должен лечь следующий ВТ

2. С несколькими отсутствующими бафами:
devouring_plague  Count= 12.1|25.2sec 
vampiric_touch    Count= 19.1|16.1sec 

3. В соло на кукле:
devouring_plague  Count= 12.0|26.3sec
vampiric_touch    Count= 18.0|17.0sec

Надеюсь, что гайд получился более-менее понятный, и вы сможете понять и грамотно оценить планку своего дамага. Домашнее задание - скомпоновать стандартные бафы и ауры для своего рейда :Р

Далее от сухой теории мы перейдем непосредственно к практике.

Часть 2. ДПС, открывающие циклы, ротации, рейды

Предполагается, что мы знаем, какой шмот надо одевать, какие чанты вешать, какие камни вставлять, какой билд брать. Этой информация есть на всех более-менее популярных ресурсах.

Ниже будет изложен вольный перевод трида Spell Rotation for Maximum DPS с сайта http://shadowpriest.com

Наиболее часто встречающийся вопросы среди ШП:
"Я делаю так - _____ (вставьте сюда наиболее ужасную ротацию, которую только можно придумать)" и "мой линк на армори: ____, что не так с моим ДПСом?!"
По заявкам некоторых участников форума, ниже изложена моя попытка в надежде ответить на самый раздражающий вопрос на этом форуме: "Я использую _____ ротацию, что не так с моим ДПСом?"

Перво-наперво - нет ротации. РОТАЦИИ НЕТ. Забудьте про неё, когда решите максимизировать свой ДПС.

Существует открывающий цикл, позволяющий максимально увеличить ДПС за первые секунды боя. Последовательность действий зависит от специфики энкаунтера и персональной "предрасположенности" к тому или иному спеллу. На кукле или пачверке существует только одна разновидность данного цикла, которая позволяет увеличить ДПС. Другими словами, если бой включает в себя постоянное движение, езду на транспорте и другие ништяки, то это может изменить последовательность действий.

Список терминов:
ВР - Взрыв разума
ИР - Иссушение разума
ПВ - Прикосновение вампира
ОВ - Объятия вампира
ПР - Пытка разума
ПР2 - 2 тика ПР вместо 3 тиков (также известно, как обрезание :Р)
ВЧ - Всепожирающая чума
СТБ - Слово Тьмы: Боль
ПТ - Плетение тьмы
ДОТ - периодический дамаг за определённое время: ПВ, ВЧ, СТБ
ГКД - глобальный кулдаун, перезарядка спеллов

Хотите увеличить свой ДПС?

Установки и базовая информация
- Поставьте себе ДоТ таймер, который отображает наиболее подробную информацию о времени окончания ДОТа. Если ваш ДОТ-таймер не включает в себя отображение десятков секунд, удалите его и поставьте другой ("лучшего" аддона не существует, "лучший" - это тот, с помощью которого вы сможете поддерживать наивысший аптайм дотов).
- Поставьте каст-бар, который включает в себя полоску с пингов и научитесь пользоваться им, тогда все плюшки против лагов будут на вашей стороне.
- Поставьте себе трекер кулдаунов.

Поставьте себе аддон, который, как маленький надоедливый ребёнок, будет постоянно напоминать - на тебе есть Внутренний огонь? На тебе есть Внутренний огонь?

Shadow Weaving (Плетение тьмы): стакается на вас, на игроке, как бафф. Он не стакается на таргете. Таким образом, вы можете набрать стаки и спокойной переключаться между таргетами без боязни потерять этот баф. Только время и смерть могут снять этот бафф с вас. ОВ не добавляет стак. ПР и ИР добавляют один стак за тик во время произнесения. Все остальные заклинания Тьмы дают один стак бафа за один удар.

НИКОГДА НИКОГДА НИКОГДА не обрубайте ПР перед вторым тиком (за исключением моментов, когда вас летит большой фаерболл, под ногами воид зона, и прочего, когда вы либо двигаетесь, либо умираете. Снова - если вы идёте на босса: изучите его фазы, стадии и их длительность. Вы сможете подыграть удобное время, чтобы переместиться в нужный ВАМ момент и в нужное ВАМ место).

Настой ледяного змея всегда должен быть выпит, рыба на спд или её эквиваленты съедены. На тебе есть Внутренний огонь?

НЕ ОБРЕЗАЙТЕ ДоТы! ПВ и ВЧ - это два дота, за которые надо беспокоиться. У ВЧ больше нет кулдауна, так что обрезать последний тик весьма возможно. Почему обрезание - это зло:
ПВ кинули на таргет в 1:03, в 1:06 прошёл первый тик, затем, через секунду, второй, третий и т.п., затем 5 и последний тик прошёл в 1:18. Вы должны начать каст следующего ПВ в 1:16.5 (0 хаста), чтобы обновить его, но, вместо этого, вы начали кастовать ПВ в 1:16.3. И вот, что получилось:
1:03 ПВ кинули
1:06 ПВ тикает раз
1:09 ПВ тикает два
1:12 ПВ тикает три
1:15 ПВ тикает четыре
1:16.3 ПВ начинаем каст
1:17.8 новый ПВ лёг на цель
1:18 ..... (ничего не происходит... Где мой тик? ОН БЫЛ ОБРЕЗАН!)
1:20.8 новый ПВ тикает раз

Вы обрубили ПВ и между тиками прошло 5.8 секунд, потому что вы отменили пятый и последний тик. Это не хорошо. Это плохо. Это существенно снижает ДПС.

Нет никаких причин, будь то тринкет, прок или другой рандомный баф, менять приоритет вашего ДПС или обновлять СТБ с помощью ПР, когда тринкет, прок или рандомный бафф дают фиксированное количество дамага или скорости. Процентные изменения дамага и крита должны быть тщательно изучены на предмет того, стоит ли тратить ГКД на перекладывание ДоТов и спеллов, которые не должны перекладываться, и какая из этого может быть выгода. Пример: Бафф от Зелья Дикой Магии не требует перекладывания СТБ, 14 стаков бафа на Таддиусе от стоящих рядом людей - веская причина переложить СТБ.

Открывающая последовательность
Открывайтесь на боссе следующей последовательностью спеллов. Не тратьте время - как только один каст закончился, сразу же должен идти следующий, и так весь бой. Если вы стоите и ничего не кастуете, то вам всерьёз стоит задуматься о респеке в хилера.

Последовательность 1, низкий риск:
ПВ-ВЧ-ВР-ПР-СТБ-*СТС*-ВР

Последовательность 2, риск несанкционированного обрывания ПР:
Opener 2, risk from improper clipping exists:
ПВ-ВЧ-ВР-*ПР2*-СТБ-*ПР2*-ВР

Стоп! Это НЕ ротация, это список спеллов для открытия на боссе, как только все действия по нему закончены - они не должны повторяться (Но: если вас застанили, наложили сайленс, вы умерли и вас реснули, таргет убежал, а через некоторое время вернулся на место, вследствие чего с вас упали 5 стаков ПТ, а с таргета СТБ, открывающую последовательность нужно повторить)

*СТС* (Shadow Word: Death) - предназначен для максимизации ДПС ценой одного ГКД с минимальным риском обрывания ПР (ПР2 - 2 тика ПР). ПР2 здесь также может быть уместным. ОВ также можно использовать. Действуйте благоразумно.
*ПР2* - если обрывание ПР происходит постоянно, то вы будете терять ДПС, таким образом теряя все плюшки от ПР2 по сравнению с СТС.

Данная последовательность выполняет следующий порядок действий:
1. На таргет вешается Страдание (Misery), дебаф который нужен другим игрокам рейда. ПВ - это наиболее дамажащий ДоТ за максимальное количество тиков за бой.
2. ВЧ - один из самых дамажащих спеллов за 1 применение.
3. ВР - сразу же запускается кулдаун. Для откр. посл., считается что ПВ и ВЧ имеют наивысший приоритет. ПВ вешает Страдание и это наш самый дамажащий ДоТ. ВЧ - второй ДоТ по приоритету.
4. Добирается 5 стаков ПТ с помощью ПР (2 тика необходимо, можно сделать и 3)
5. Как только 5 стаков ПТ набраны, настает время кастовать СТБ, в большинстве боёв только один раз.
6. Пока ВР на куладуне на таргет можно кинуть СТС. СТС - это дамагающий спеел, он увеличивает ДПС. Для тех, у кого много рейтинга скорости - ПР2 > СТС. Для тех, кто спрашивал куда подевался ОВ, вешать его сейчас - самое время, но он не увеличивает ДПС.
7. Начинаем нашу "ротацию спеллов", ВР и т.п.

Ротация
С этого момента вы должны действовать относительно временных промежутков по 5.5 секунд. Что вы будете делать эти 5.5 секунд - специфика каждого отдельного "сета". Наша "ротация спеллов" будет ориентироваться в первую очередь на ВР, затем смотрим, что с ДоТами, надо ли что-то перекладывать, затем ВР, затем снова ДоТы...
1. Обновляем ОВ, когда до его окончания остаётся 1.1-1.5 секунды. НЕ ОБРЕЗАЙТЕ этот ДоТ, лучше позже, чем раньше. Точное время каста зависит от количества вашего бонуса к скорости.
2. Обновляем ВЧ, когда тот спадет, не раньше. НЕ ОБРЕЗАЙТЕ этот ДоТ, лучше позже, чем раньше.
3. Если все ДоТы лежат, а ВР на кулдауне - кастуем ПР.
4. Если вы не успеваете прочитать два тика ПР (кулдаун ВР вот-вот закончится, ДоТы надо перекладывать) - кидаем СТС.
5. Кастуем ВР сразу же, как проходит кулдаун.

Приведенные выше действие можно описать в таком виде:
Открываемся - ПВ-ВЧ-ВР-ПР-СТБ, затем по приоритету:
1. ВР
2. ПВ
3. ВЧ
4. ПР

Если у вас есть собственная ротация спеллов или вы используете макросы для неё, то "ручное" регулирование повысит ваш ДПС. Однако, ваш ДПС может и понизиться, если вы будете лажать. В случае использования макроса, будьте уверены в том, что вы как следует знаете его механику работы. Ещё раз: сходите на куклу и попробуйте "переиграть" макрос. Вы будете удивлены...

Практика, куклы и просмотр логов
Тренировка на куклах предназначена для того, чтобы учиться регулировать аптайм, а не для замера ДПС! Результаты ДПС с куклы абсолютно бесполезны в любом случае. Вместо этого, ведите комбат лога боя (/combatlog) и загрузите его на ваш любимый сайт для просмотра логов (World of Logs, Wow Meters Online, etc) или поставьте какой-нибудь дамаг метр типа Recount или Skada. Взгляните на ваш аптайм. Ниже изложен пример быстрой оценки входящих данных (не забывает про хиты, тики, миссы и криты):

Посмотрите следующие данные:
TotalTime  = Время боя в секундах
HastedGCD = 1.5 / (1 + (Скорость % / 100)) - время ГКД
MBPossible = TotalTime / (HastedGCD + 5.5) - возможное количество кастов ВР
DotTickPossible = TotalTime / 3 - возможное количество тиков ДоТов
SpellsCast = MBhits/crits/misses + VTticks-misses-crits/5 + DPticks-crits-misses/8 + 1 (sw:p initial cast) + shadowfiend summons + SW:D casts (ensure to include misses, hits/ticks, and crits)
SpellsCast - количество кастов за бой
MBhits/crits/misses - ВРпопало/критануло/не попало
VTticks-misses-crits - ОВтикнуло-критануло-не попало
VTticks-misses-crits - ВЧтикнуло-критануло-не попало
1 (sw:p initial cast) - (один каст СТБ (как правило))
shadowfiend summons - кол-во суммонов пета
SW:D casts - количество кастов СТС
MFTime = TotalTime - (SpellCast * HastedGCD) - сколько времени применялось МФ
MFCastPossible = MFTime / (2 * HastedGCD) - возможное количество кастов МФ.

Затем:
VT uptime = VT ticks / DotTickPossible (нужный результат - выше 94%) - аптайм ОВ
DP uptime = DP ticks / DotTickPossible (нужный результат - выше 94%) - аптайм ВЧ
SW:P uptime = SW:P ticks / DotTickPossible (нужный результат - выше 94%) - аптайм СТБ
MB uptime = MB hits / MBPossible (нужный результат - выше 94%) - аптайм ВР
MF uptime = (MF hits / 3) / MFCastPossible (нужный результат - выше 94%) - аптайм ПР

Когда вы на кукле, работайте с вашими аддонами, привыкайте к ним, тестируйте различные последовательности спеллов, эргономику биндов. Данные тренировки и "подгонки" будут иметь наибольшой эффект на увеличение ДПС по отдельным или нескольким таргетам. После нескольких попыток анализа вашего аптайма вы начнёте понимать каков должен быть "приоритет" спеллов, чтобы избежать конфликтов (кулдаун на ВР заканчивается в тоже время, что и ВЧ - "конфликт").

Я хочу больше ДПС!
На тебе есть Внутренний огонь?

Владение информацией о своём ГКД, скорости кастов и рейдовых баффах - главный момент в увеличении ДПСа. Как только вы узнаете сколько времени занимает ваш ГКД, вы точно сможете знать за какое количество секунд нужно начинать каст ОВ (по умолчанию, время каста ОВ - 1 ГКД). Вы точно будете знать, сможете ли вставить в последовательность ПР2 вместо СТС - 2 тика ПР это 1.3333 * ГКД.

Инстант спеллы (ВЧ, ОВ, СТС, СТБ, пет и т.п.) =  1 ГКД
Каст ВР = 1 ГКД
Каст ПВ = 1 ГКД
ПР = 2 ГКД
ПР2 (2 тика ПР) = 1.333~ ГКД

Читайте татику на боссов, чтобы знать специфику энкаунтера - фазы, стадии, переходы. ОПТИМИЗИРУЙТЕ применение пета, базируясь на информации о бое. Не ждите героизма. Не ждите, когда закончится мана. Вызывайте пета настолько часто, насколько возможно, только не посылайте его на таргеты, от которых он может сразу же умереть. За бой, длящийся 4+ минуты, должно быть 30+ ударов от пета. 6-минутный бой - 40+ ударов и так далее.

Читайте татику на боссов, чтобы знать специфику энкаунтера - фазы, стадии, переходы. ОПТИМИЗИРУЙТЕ применение заклинания Слияние с Тьмой. Когда вы двигаетесь и не можете дамажить, когда происходит смена фазы, когда вы рискуете получить большой дамаг, используйте это заклинание. Используйте Слияние с Тьмой, когда у вас проблема с маной. Если проблем с маной нет, сохраните Слияние с Тьмой как кнопку на случай "омфг, ппц!!!"

Пейте Зелье Дикой магии во время героизма. Пить зелье на скорость для создания эффекта "второго" героизма нерационально.

Мульти-ДоТы!!! Это также может уменьшить дпс